Прогресс и мораль, несовместимые вещи. По крайней мере, так считалось на протяжении последних ста лет. Культурные революции сотрясали мир, порождая субкультуры, всплески толерантности, движения в поддержку гомосексуализма и локальных «падений нравов».
Но есть ли связь между ростом технократии, цивилизованности и развития человечества в целом, и «падением нравов» как таковым?
Безусловно, связь есть. Наука и техника призваны к одному: облегчить труд человека. Как следствие – образовывается масса свободного времени, которое человек перераспределяет сам. Если раньше мы были озабочены заготовкой дров, набором воды в ведра и бочки, забоем скота, починкой дома и так далее, то сегодня, больший пласт работ снят.
Мы получаем больше времени на себя, и тратим его, изучая себя. Это может быть связано с рефлексией, выбором моделей поведения, познанием мира или бездумным отдыхом. Но именно от свободного времяпровождения мы конструируемся как личности.
Если ребенок после школы идет в группу по интересам, где клеит модели, играет в шахматы или делает что угодно, что развивает его – это заслуга родителей. Если он приходит домой, включает комп и часами тратит время впустую – это вина родителей.
Техника и прогресс – это лишь инструменты, а руководим ими мы.
Мы берем готовые модели поведения, в меру своих социальных ответственностей. Если мы готовы выполнять нагрузку успешного человека – мы будем ее выполнять, собирая крупицы информации по бизнесу из интернета, черпая вдохновение из скачиваемой музыки, просматривая новости рынка по телевизору. А если мы не готовы брать на себя ответственность, то никто не помешает (а только поспособствует по идеологии «сдерживания») переключить канал на футбол, упасть на диван и слушать музыку, из двух-трех аккордов.
Движения в поддержку геев, феминисток, сексуальные революции, это признаки того, что свободное время, оказавшееся у человека, кто-то начал тратить в исследование своей сексуальной ориентации, или положения в обществе, или в особенности ношения одежды. Но в этом нет ничего радикально нового. В основе лежат базовые инстинкты, а мы используем ресурсы, на «обертки» для них.
Моральность и нравственность вполне могут, и будут сохраняться в обществе, вне зависимости от его развития. Вот только их «голос» будет звучать тише, посреди пестрой толпы.